Рекомендации учителю при построении образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в образовании
1.Методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
2.При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
3.Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, информирующая беседа и др.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит
разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, результатов и их происхождения.
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:
Исследовательский метод и вид деятельности;
Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
Многообразие подходов и точек зрения;
Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Что даёт компетентностный подход?
Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает.
Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем.
Подготовку учащихся к успеху в жизни.
Повышает степень мотивации учения.
Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.
Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает:
стратегическую деятельность
исследование
проектирование
сценирование
моделирование
конструирование
прогнозирование результата
Памятки
Учитель должен уметь:
Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.
Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.
Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.
Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.
Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».
Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Учитель должен понимать:
Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям.
Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники.