Формирование мотивации учения в
подростковом возрасте.
По
материалам педагогической печати
Каждый учитель
хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в
школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и
родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы
прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что
у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность
потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие
педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся
мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают,
что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям
равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед
школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной
мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы
учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые
ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне
приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким
образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Благодаря
направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает
избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания.
Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и
сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие
познавательной активности и самостоятельности личности. Учителю, стремящемуся к
психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на
общую стратегию и ход этой работы.
Психологическое
изучение мотивации и её формирование -
это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы
целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление её реального
уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и
класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования
процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации
вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика
осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является
целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным
уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были
намечены.
Организуя
изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания.
Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что
лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник
учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные
закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности.
Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову
ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле
формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления
внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником
и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не
занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и
складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой
психологически продуманных приемов.
Изучать и
формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь,
например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за
учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и
поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные
выводы, намечать и корректировать пути формирования.
Изучение и
формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной
стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с
другой.
Объективность
изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом
учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же
надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и
методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится
именно на основе результатов психологического изучения ученика.
Другой важной
стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение
гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей
изучения в школе является не отбор детей, а
контроль за ходом их психического
развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только,
намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка
надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними
результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию
мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение
оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи,
проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в
других сферах.
Как известно,
отношение к учебной деятельности у подростков не однозначно. С одной стороны,
этот период характеризуется снижением мотиваций учения (возрастание внеучебных
интересов, стремление к общению со сверстниками), а с другой стороны, этот
период является сензитивным для формирования зрелых форм учебной деятельности .
Одной из важных причин снижения мотивации учения в средней школе служит
недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда в ходе обучения
не реализуются стремление подростка к взрослости и самостоятельности, к
взаимодействию со сверстниками. Адекватным мотивом учебной деятельности в
среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с
другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам
групповой работы. Но в то же время благоприятными для учебной деятельности
особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и
разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости .
Формирующаяся
устойчивая иерархия мотивов, рост произвольности в регуляции собственного
поведения образуют такую базовую характеристику личности, как ее
направленность. С возникновением у подростка устойчивых мотивов поведения
кризис подросткового возраста протекает значительно легче. Центральным
личностным новообразованием этого периода оказывается становление нового уровня
самосознания, формирование Я-концепции. Появляется способность к самоанализу,
сопоставлению себя с другими. Это позволяет подростку выработать некоторые
собственные критерии оценки себя, помогающие ему переходить от ориентации на
оценки окружающих к самооценке. В результате развивается представление о
Я-идеальном. Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится
основой Я-концепции, в которой можно вы делить два аспекта: знание о себе и
самоотношение, т. е. выражение смысла «я».
Понимание
подростком соподчинения своих желаний означает, что в этом возрасте
складывается осознанная система мотивации, образуется устойчивое доминирование
какого-либо мотива. Самоанализ становится средством для организации не только
взаимоотношений е другими, но и собственной деятельности, саморазвития и
самореализации, т. е. играет важную роль в учебной деятельности.
У многих
учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую
это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными
возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной
мотивации.
назад