Функции оценки в учебном процессе
По материалам
педагогической печати
Применяемая
в настоящее время система контроля и оценки сложилась давно, в других условиях
функционирования образовательной системы. Эти условия изменились, что обнажило
недостатки применяемого контроля и оценки. Главными недостатками можно считать
следующие :
1.
Ежедневный устный опрос как форма контроля учебной деятельности и ее
результатов является выборочным и случайным. Это создает условия для
непостоянной работы отдельных учащихся. Педагог при таком контроле не знает ,
что фактически усвоено каждым учащимся.
2.
Многие педагоги используют оценку как средство давления на учащихся, что
создает напряженную обстановку в обучении. Оценка часто для них становится
главным итогом деятельности и в силу этого стимулом для дальнейшей работы.
Учебно-познавательные мотивы заслоняются, отодвигаются на второй план, что
деформирует мотивационную сферу учащихся и искажает весь учебный процесс.
3.
В существующей системе контроля оценка работы учащихся одновременно объявляется
администрацией и оценкой педагогической работы. Зная об этом, некоторые
учащиеся убеждены, что оценка их учебной деятельности не зависит от результата,
а обусловлена внешними конъюктурными моментами. Все это не способствует
формированию значимости личной ответственности учащихся за свою учебную
деятельность и ее результаты.
4.
Внешний контроль и оценка педагога являются главными, а зачастую и
единственными при проверке. И как следствие этого - не осуществляется
формирование у учащихся привычки и умений самоконтроля и самооценки. Значит, в
существующей системе контроля и оценки ее функции не реализуются полностью, что
приводит к снижению возможностей педагогического стимулирования учащихся.
Перечисленные
недостатки применяемой системы контроля и оценки в учебном процессе позволяют
сделать вывод о том, что ее необходимо совершенствовать и, возможно, радикально
изменить.
Такие
предложения выносятся на обсуждение, а педагоги, занятые практической
деятельностью, проверяют различные варианты в учебном процессе. Относится это
прежде всего к новаторам средней и высшей школы.
Осмысленная
учебная деятельность должна иметь три составных части: а)
ориентировочно-мотивационную; б) операционально-исполнительную; в)
рефлексивно-оценочную. Все они должны быть не только осознаны, но и реализованы
полностью. И если вторая часть учебной деятельности непременно присутствует, то
о первой и третьей части это сказать нельзя. Когда нет
ориентировочно-мотивационной части, деятельность превращается в хаотические
отдельные действия, не соединенные четко осознаваемой целью. При отсутствии
третьей части, в которой должно быть место самоконтролю и самооценке,
деятельность становится состоящей из случайных и некорректируемых действий.
Одна из задач педагога - обучить учащихся построению такой учебной
деятельности, которая охватывает все ее составляющие части.
Система
контроля и оценки в учебном процесс охватывает:
1.Внешний
контроль и оценку педагогом учебной деятельности и ее результатов.
2.
Самоконтроль и самооценку учащимся своей работы и ее результатов.
3.
Контроль и оценку учебной деятельности и ее результатов коллективом учащихся
или учащимися -экспертами.
4.
Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности учащегося и
ее результатов.
Каждый
из перечисленных видов контроля и оценки имеет свои цели и выполняет
определенные функции.
Оценка
отражает результаты контроля. С ее помощью определяется степень соответствия
результатов деятельности учащегося нормам. Это основной вариант, но возможно
еще сравнение с результатами других учащихся или сравнение деятельности и ее
результатов в настоящем и прошлом одного и того же учащегося.
Варианты
способов оценивания получили названия: нормативный, сопоставительный и
личностный. Видимо, различные способы оценивания должны найти адекватное
применение в разнообразных технологиях обучения, формах организации
деятельности, методах обучения.
В
учебном процессе названные виды контроля и оценки могут быть использованы как
педагогическое стимулирования. В этом случае необходимо принимать во внимание,
что стимулирующее воздействие одного и того же вида контроля и оценки,
во-первых, на разных учащихся будет различное, во-вторых, при различных
технологиях обучения один и тот же вид контроля и оценки может иметь различную
значимость.
назад