Примерная памятка для самоанализа урока учителем
(по Поташнику М. М.)
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся?
Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы?
В чем специфика этого урока?
Каков его тип?
Какие задачи решались на уроке:
· образовательные,
· воспитательные,
· задачи развития?
Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь?
Какие задачи были главными, стержневыми?
Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.?
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.