Понедельник, 14.06.2021, 03:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Виртуальный методический кабинет
государственного учреждения образования
"Средняя школа №31 г.Могилева"

Меню сайта
Школа профмастер..
Инновации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

проблемы реализации межпредм связей

Проблемы  реализации внутрипредметных  и межпредметных связей

По материалам педагогической печати

На современном этапе развития педагогической науки и практики нет  единого толкования этого понятия. Это очевидно связано с тем, что оно относится к общедидактическим понятиям.

Психологи рассматривают это понятие опираясь на  специфику своего предмета, дидакты и методисты определяют «межпредметные связи» либо как дидактическое условие, либо как принцип дидактики, физиологи трактуют его исходя из физиологических процессов в организме человека, и т.д.

О. А. Яворук в монографии «Теория и практика интегративных курсов» вводит понятие дидактики межпредметных связей, что значительно углубляет содержание этого понятия.

Исходя из анализа данных подходов, можно считать, что межпредметные связи - общедидактическое понятие, имеющее различный статус в дидактике в зависимости от уровня изучения окружающего мира, а именно:

·         межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления) ;

·         межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей  (на уровне дидактического условия).

·         межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в прцессе формирования диалектического мировозрения учащихся и роста их творческих способностей (на уровне дидактического процесса).

·         межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности,  систематичности, целостности, преемственности и т.д.,  так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающими  в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа).

·         межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний - «межпредметных знаний», позволяющий развивать концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира (на уровне методологии).

Исходя из  этого можно дать следующее определение межпредметных связей.

В широком   смысле слова:

Межпредметные связи  есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации  учебного материала, формирующий у  учащихся общенаучные  (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.

В узком (предметном) смысле слова

Межпредметные связи  есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.

 

Проблемы реализации межпредметных связей в школьной практике

Процесс обучения и воспитания в современной школе направлен на развитие личности учащегося. Однако, существующая предметная система образования позволяет обеспечить сообщение системы знаний лишь в области отдельных наук. Эти системы оказываются разрозненными, замкнутыми, что снижает роль обучения в развитии мышления учащихся, формирования у них диалектического мировоззрения.

Если же опираться на межпредметные связи, ряд проблем просто сичезнет. Хочется остановиться на осуществлнении  межпредметных  связей в ествественно-научном цикле.

Использование связи между учебными дисциплинами позволят скоординировать систему естественнонаучных знаний учащихся,  унифицируют методы обучения.

Как показывает практика, межпредметные связи осуществляются учителями физики:

·         на отдельных уроках (эпизодические) - первый уровень;

·         в системе уроков (частно-системные) - второй уровень;

·         постоянно (системные) - третий уровень.

Третий уровень наиболее оптимален и эффективен, так как очень важно, чтобы учащиеся видели в работе учителя и в его деятельности определенную систему. Однако важно учитывать то, что применение межпредметных связей не должно создавать перегрузок учащимся, а способствовало бы формированию у них естественнонаучного мировоззрения.

В  этой связи  были проанализированы программы, учебно-методическая литература, практика работы учителей. Был выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации межпредметных связей. Они заключаются в сле­дующем:

1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.

2. Не всегда правильно оценива­ется роль физики в формировании у учащихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов.

3. При обучении дисциплинам естественнонаучного профиля довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении физики.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Полезные ресурсы










Copyright MyCorp © 2021
Сделать бесплатный сайт с uCoz