Меню сайта
Школа профмастер..
Инновации
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
проблемы реализации межпредм связейПроблемы реализации внутрипредметных и межпредметных связей По материалам педагогической печати На современном этапе развития педагогической науки и практики нет единого толкования этого понятия. Это очевидно связано с тем, что оно относится к общедидактическим понятиям. Психологи рассматривают это понятие опираясь на специфику своего предмета, дидакты и методисты определяют «межпредметные связи» либо как дидактическое условие, либо как принцип дидактики, физиологи трактуют его исходя из физиологических процессов в организме человека, и т.д. О. А. Яворук в монографии «Теория и практика интегративных курсов» вводит понятие дидактики межпредметных связей, что значительно углубляет содержание этого понятия. Исходя из анализа данных подходов, можно считать, что межпредметные связи - общедидактическое понятие, имеющее различный статус в дидактике в зависимости от уровня изучения окружающего мира, а именно: · межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления) ; · межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей (на уровне дидактического условия). · межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в прцессе формирования диалектического мировозрения учащихся и роста их творческих способностей (на уровне дидактического процесса). · межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т.д., так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающими в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа). · межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний - «межпредметных знаний», позволяющий развивать концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира (на уровне методологии). Исходя из этого можно дать следующее определение межпредметных связей. В широком смысле слова: Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов. В узком (предметном) смысле слова Межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.
Проблемы реализации межпредметных связей в школьной практике Процесс обучения и воспитания в современной школе направлен на развитие личности учащегося. Однако, существующая предметная система образования позволяет обеспечить сообщение системы знаний лишь в области отдельных наук. Эти системы оказываются разрозненными, замкнутыми, что снижает роль обучения в развитии мышления учащихся, формирования у них диалектического мировоззрения. Если же опираться на межпредметные связи, ряд проблем просто сичезнет. Хочется остановиться на осуществлнении межпредметных связей в ествественно-научном цикле. Использование связи между учебными дисциплинами позволят скоординировать систему естественнонаучных знаний учащихся, унифицируют методы обучения. Как показывает практика, межпредметные связи осуществляются учителями физики: · на отдельных уроках (эпизодические) - первый уровень; · в системе уроков (частно-системные) - второй уровень; · постоянно (системные) - третий уровень. Третий уровень наиболее оптимален и эффективен, так как очень важно, чтобы учащиеся видели в работе учителя и в его деятельности определенную систему. Однако важно учитывать то, что применение межпредметных связей не должно создавать перегрузок учащимся, а способствовало бы формированию у них естественнонаучного мировоззрения. В этой связи были проанализированы программы, учебно-методическая литература, практика работы учителей. Был выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации межпредметных связей. Они заключаются в следующем: 1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий. 2. Не всегда правильно оценивается роль физики в формировании у учащихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов. 3. При обучении дисциплинам естественнонаучного профиля довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении физики. |
Поиск
Календарь
Наш опрос
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||