Четверг, 25.04.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Виртуальный методический кабинет
государственного учреждения образования
"Средняя школа №31 г.Могилева"

Меню сайта
Школа профмастер..
Инновации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Системный самоанализ урока

Системный самоанализ урока

(По Ю.Конаржевскому)

 

Характеристика класса.

Прежде всего, здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры – непредпочитаемые; круги желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса. 

Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся:

дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения. 

После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития:

слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу. 

После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса:

пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения. 

Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.

Конечно, совершенно не обязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся.

Учитель обязан знать характеристику класса и строить урок на ее основе. Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущим и последующими уроками. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.

Характеристика замысла урока (план):

что собой представляет содержание учебного материала (СУМ); как будут усваивать СУМ ученики, т.е. каковы методы обучения (МО) и формы организации познавательной деятельности (ФОПД); какую часть материала они могут усвоить сами (МО, ФОПД); какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты ТЦУ. 

Как был построен урок исходя из его замысла?

Морфологический аспект самоанализа:

характеристика учебно-воспитательных моментов (УВМ) и их учебно-воспитательных задач (УВЗ); объединение УВМ в этапы; выделение УВМ, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, формирование конечного результата. 

Структурный аспект самоанализа:

подробный анализ микроструктуры тех УВМ, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока (КРУ); анализ соответствия в рамках этих учебно-воспитательных моментов УВЗ, СУМ, МО, ФОПД (доказательство оптимальности выбора); анализ осуществляется через все три аспекта УВЗ. 

Если есть время и возможность, то такому анализу надо подвергнуть все УВМ урока.

Функциональный аспект анализа:

на основе установленных способов взаимодействия СУМ, МО, ФОПД определяется механизм формирования КРУ; определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностями классного коллектива; уясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер КРУ (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся); анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока (КРУ). 

Аспект оценки КРУ:

оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между ТЦУ и КРУ; сравнение причин этого разрыва; оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта ТЦУ; выводы и самооценка урока. 

Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у учителя и помогает ему лучше осмыслить свою собственную работу. Педагог-мастер начинается с освоения анализа своего собственного труда!

 назад

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Полезные ресурсы










Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz